mastor (arto_mas) wrote,
mastor
arto_mas

Category:

Видится, что именно поэтому «мордва» - это эрзя и мокша.

Это одна из карт(найдена с инета), иллюстрирующих археологические памятники 1-ого тысячелетия н.э.
Мной отмечены: эрзянская этно-историческая область(2 тысячилетие) - серым, красным обведены зоны: рязано-окские могильники, бордовым – могильники «муромы», синим – нижнесурские, голубым – Ош-пандинская группа именьковской культуры, жёлтым – верхнесурские.
Археологическая карта2
Как известно, верхнесурская группа(осталась за кадром) составила этнический костяк пра-мокшан, причём нижнесурская группа, как говорят археологи, очень близка верхнесурской, за исключением более выраженного влияния со стороны заволжских финнов – предков марийцев.  Нижнесурское население оказалось отрезано от прамокшанской группы Ош-пандинским, вероятно славянским населением, а изначально нижняя и верхняя сура - это идентичное население – предки мокшан.
nbsp; Если предки мокшан жили по Суре, то где-же предки эрзян, нынешнего полумиллионного народа? Особенно, если учесть, что на карте область Тёши(центр эрзянских земель) пуста.… Но в данном случае это скорее косяк автора карты. Вот другая карта:


  карта2

Тут на Тёше отмечены три могильника: Абрамовский, функционировавший с 4 века, Погибловский – с 6-ого и Стексово – с 3-4-ого, кроме того в бассейне Пьяны находится Сергачский могильник По мнению исследователей, вполне вероятно, что эта небольшая группа могильников стала фундаментом для формирования эрзянского народа, поскольку она имела отличия как от верхнесурских племён, так и от среднеокских. Некоторые историки видят формирование эрзи так: нижнесурское население(Иваньково) сливается с населением, находящимся у р.Тёша, ассимилируется в нём и так возникает «праэрзя».
nbsp; Эта версия, в общем-то, имеет право на существование. Но есть и другой взгляд.
Во-первых, по сравнению с уровнем заселённости Верхней Суры и Средней Оки, междуречье этих рек, в т.ч. и бассейн Тёши представляли собой почти незаселённые территории, а немногочисленное население представляло собой  различные изолированные племена или рода, оставившие заметно отличавшиеся друг от друга могильникики (Абрамовский(Тёша),  Безводнинский(Волга), Волчихинский(Волга), Сергачский(Пьяна), Иваньковский(Ниж. Сура). Это родственное «прамордовское» население, вероятно, результат этногенеза андреевско-писеральского времени на базе различных позднегородецких племён и не являло собой какого-либо центра, а наоборот экономически и возможно политически было связанно с другими, существовавшими тогда центрами и в первую очередь со Средней Окой и Верхней Сурой.
    Во-вторых, лингвисты, исследуя особенности эрзянского языка, наличие в нём немалого количества балтизмов заявляют, что предки эрзян жили значительно западнее, относительно тех территорий, где по устоявшемуся мнению происходил их этногенез в конце 1 тысячелетия. О том же говорят и антропологи, ведь эрзя представляет собой атланто-балтийский антропологический тип. То-же самое касается и особенностей этнического костюма. Советский археолог П.Д. Степанов, прямо заявлял, что материальную культуру мордвы-эрзи 1-ого тысячелетия иллюстрируют рязано-окские и нижнеокские могильники, а летописное «мурома» лишь именование одной из групп окской эрзи.
nbsp;   В-третьих, Монгайт давно и обоснованно аргументировал тождество Эрзянь=Рязань(Резань, Елизань, «Арпан» Рашид-ал-Дина и «Арса» Ибн Хаукаля).
nbsp;  Из этого следует, что «праэрзя» - это в первую очередь население Средней Оки, рязано-окское население, именно оттуда «родом» этноним-самоназвание Эрзя.  Поэтому можно говорить об изначальном формировании двух близкородственных народов на базе двух различных центров – эрзи на базе Средней Оки и мокши на базе Верхней Суры.

карта эрзя2



    Эта карта показывает, каким образом эрзя и мокша сблизились. В первую очередь следует обратить на миграцию прамокшанского населения(голубой) с верховий Суры в бассейн рек Вад, Мокша, Цна. Так же, после разгрома тюрками культуры рязано-окских могильников произошла миграция рязано-окского населения(жёлтый), в первую очередь на Цну, где рязано-окцы(праэрзя) оказались ассимилированы прамокшанами(I), и в Окско-Сурское междуречье, где появился целый ряд могильников, такие, как Старший Кужендеевский и др., исследователи возникновение которых напрямую связывают с миграцией населения со Средней Оки(II), также было ассимилировано нижнесурское родственное население, произошла «эрзянизация» Окско-Сурского междуречья, именно теперь эрзянский «центр» сместился в р-оны Тёши(красным).... Этот момент очень напоминает сюжет древней эрзянской легенды о уничтожении змеем «Кудадеевской земли» и уходе эрзянского населения с родных земель и о дальнейшем освобождении внуком вождя Кудадея, - Тёкшонь, древней земли от многоглавого змея. Также существует одна из версий происхождения названия р. Тёша от легендарного эрзянского богатыря Тёкшонь(Тёкш)…Следует также отметить тот факт, что легенды о Кудадее и Тёкше(Тёкшонь) записаны не где-нибудь, а среди эрзян Тенгушевского р-она РМ, т.е среди т.н «шокши» - прямых потомков рязано-окцев оставивших Старокадомский и Шокшинский могильники рязано-окцев(отмечены бордовыми точками), которые географически находятся прямо на возможном пути миграции рязано-окцев в р-оны Тёши.


  Таким образом два народа максимально сблизились территориально и слились в одну историческую общность, как казалось западным соседям, но всегда продолжали оставаться двумя самостоятельными народами, например при слиянии населения двух народов никогда не давало пресловутую «мордву», примером могут служить некоторые сёла на Суре, изначально мокшанские сёла, после миграции эрзянского населения в эти р-оны с 17 века, становились эрзянскими, население теряло язык, теряло мокшанское национальное самосознание, приобретало эрзянский язык(в эрзянском языке местного населения характерная для мокшанского языка фонетика: кядь(кедь), вядь(ведь), тяхтерь(тейтерь) и прочее.) и приобретало эрзянское национальное самосознание и никакой «мордвы» - мы видим исключительно эрзя-мокшанское взаимодействие. Видимо нечто подобное, но наоборот, происходило на Цне в 8 веке, ведь примечателен факт того, что мокшанское население в бассейне р. Мокша и мокшанское население близкое к р-онам р. Цны, ещё недавно подразделяло себя на «простых мокшан» и «высоких мокшан»…

Tags: Земля эрзянская, Эрямопинге/история, эрзя или "мордва"?
Subscribe

  • Автопром

    или почему именно "варязи" сыграли важнейшую роль в становлении Руси. Потому, что даже российский автопром держат на плаву. А как…

  • Гильом де Рубрук ( 1220 - 1293 ). много букв.

    Фламандский монах-францисканец, путешественник. Один из первых задокументировал настоящие этнонимы эрзян и мокшан, хоть и с небольшими…

  • Ещё к гипотезам об этнониме

    "....Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments