mastor (arto_mas) wrote,
mastor
arto_mas

Category:

Города средневековой Эрзянии

    Сегодня накоплено достаточно фактов, говорящих о существовании в Окско-Сурском междуречье раннегосударственного образования у эрзи в XII-XIII веках. В летописях это образование называется Пургасовой волостью или Пургасовой Русью, это название  связанно с деятельность эрзянского князя Пургаза того времени. Сохранилось большое количество легенд, преданий о городищах и городах "мордвы", ещё больше фактов зафиксировано археологией.
   Летописи тех времён часто сообщают о военных столкновениях между некоторыми княжествами Руси и Пургасовой Русью. Часто летописи сообщают о походах князей и их дружин "на мордву", сообщают о разорении  "мордовских" поселений, о военных столкновениях , а так-же о "мордовских твердях":
О зимнем вторжении русских князей в эрзянскую землю:
«…Молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва, давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша их; а иных изъимаша; бежаша в тверди, тех тамо изоиша, и князем нашим не бысть кого воевати» (из полного собрания русских летописей)."
Лаврентьевская летопись о вторжении в Пургасову волость муромского князя Юрия Давыдовича:
"вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…"
 (т.е "избиша" только тех, кто защищаться в тверди уйти не успел)

Венгерский монах Юлиан(XIIIв.) О вторжении татаро-монгол:
"Завладев ими, и обратившись к западу, [татары] в течение одного года или немного большего [срока] завладели пятью величайшими языческими царствами: Сасцией, Фулгарией, взяли также 60 весьма укрепленных замков, столь людных, что из одного могло выйти пятьдесят тысяч вооруженных воинов. Кроме того они напали на Ведин, Меровию, Пойдовию, царство морданов. Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил..."

Археологами были найдены эти "тверди" и "укреплённые места". Ими оказалась целая сеть небольших, укреплённых городищ. Вместе с селищами и могильниками они составляли комплекс. Примерно на каждые 3-4 селища приходилась одна твердь-убежище.

Например только в р-оне реки Тёша располагается 9 эрзянских городищ рассматриваемого времени(XI  - XIII в). Обычно они располагались вдали от больших рек в вершинах небольших оврагов, площадь этих небольших укреплений варьировалась от 3000 кв. м. до 1 Га. Мощные оборонительные сооружения свидетельствуют о назначении городищ  - укрывать жителей от набегов.
Понетаевское, Фёдоровское, Хозинское, Дивеевское, Кошелихинское, Надёжкинское, Юрьевское городища, городище Саконы - II - одни из обнаруженных на сегодня городищ. Причём более менее полно было исследованно лишь Федоровское городище, частично исследованы(заложены шурфы) городища Саконы - II и Хозинское.
  Фёдоровское городище из вышеперечисленных имеет наиболее сложную систему укреплений, его площадь порядка 1 Га. Совершенно незначительный культурный слой при приличной для твердей  системе укреплений говорит о том, что городище функционировало временно и возможно играло роль дополнительного укрепления или убежища для некоего основного городища.

Подобные городища так-же находились и в других частях Эрзянь Мастор - в р-онах р. Пьяна, в Терюшевской волости в р.оне р. Алатырь. Но основное скопление таких городищь находится именно в Тёшско - Мокшанском междуречьи, что наводит некоторых исследователей на мысль о существовани Пургасовой Руси именно в этом районе.

Однако приведённые примеры "твердей" мало напоминают города. Скорее это  лесные деревни, временного пребывания, хорошо укреплённые, и несущие в себе функции временного убежища - оборонительного сооружения для жителей окрестных незащищённых селищ. Из летописей видно, что районы, где находилось скопление "твердей"( в основном это дремучие леса) оставались неприступными даже для тяжеловворужённых дружинников русских княжеств. Лес серьёзно влиял на тактику ведения боя - все панцыри, кольчуги, пудовые шлемы и неприподъёмные щиты - уже не давали того преимущества как в поле. Наличие-же в лесах твердей  сводило к минимуму преимущество "бронированной" русской дружины. Судя по историческим данным и войску Батыя пришлось крайне не легко завоёвывать эти земли, лишь с третьей попытки им удалось окончательно сломить здешнее сопротивление, но кара была жестокой...После 13 века Пургасова Русь уже не упоминалась ни в одном источнике, государственное образование эрзи прекратило своё существование, как и его более крупный союзник - Волжская Булгария.
   До последнего времени вообще мало кто предполагал, что у эрзи могло быть государственное образование. К тому-же у любой волости, раннегосударственного образования должен быть экономический, культурный и политический центр, т.е столица - у эрзи история такой не знала(до 1993г.).
  
    Основатель Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн. 1710 - 1712 гг. :

"В древние лета на сем месте и в сих градах быша человецы, поганые татары, или мордва, понеже бо много таких градов около сего града и в низовых странах обретается в пустых местах, яко же свидетельствует истинно, яко же зде в сей пустыни Сатисо-градо-Саровской, сей град аки бы царственнейший был паче прочих..."
 
 Речь идёт о Старом(Борисовом) городище в г. Саров или о Саровском городище.



Саровское городище является крупнейшим из известных эрзянских и мокшанских  поселений домонгольского периода. Крайне интересной и важной задачей является установление его социально-экономического статуса. Решение этой задачи, очевидно, станет возможным только при увеличении исследованной площади памятника. Однако, уже сейчас можно отчетливо сформулировать присущую ему совокупность признаков, которая выводит его за рамки известных эрзянских  городищ - твердей. Это: - исключительно большая площадь поселения и соответствующая ей площадь распространения культурных напластований, что свидетельствует об активном освоении всей его территории (при очевидной невысокой плотности застройки); - наличие сложной системы укреплений, отражающей, вероятно, рост укрепленной площади поселения и напоминающей структуру "детинец-посад" русских городов; - явно выраженные следы активной и разнообразной ремесленной деятельности (кроме обработки цветных металлов насельники городища, очевидно, судя по обнаруженным крице и костяным заготовкам, занимались железоделательным производством и косторезным ремеслом); - обнаружение керамики болгарского типа, изделий древнерусского ремесла отражает торгово-экономические связи местных насельников с Русью и Волжской Болгарией; - наличие религиозно-культурного центра, чем, вероятно, являлся обнаруженный некрополь, отделенный от остальной части поселения водной преградой, но входивший в его планировочную структуру.
Конечно по размерам Саровское городище не сравнится с городами-центрами крупнейших княжеств Руси  - Киевом, Новгородом и Ростовом Великим, площадь которых к 13 веку составяла 300, 300 и 200 Га соответственно, или стольных градов Булгарии, например площадь Биляра составляла примерно 130 Га. Однако Саровское городище достаточно прилично выглядит в сравнении с городами Руси среднего размера:  Рязань - 60 Га, Суздаль - 49 Га, Саровское городище -  44 Га.(по 1,5Га - "1 и 2 город", 2Га - "3 город" и 39Га - "большой город")   Вероятно это и есть столица Эрзянь Мастор в XII-XIII веке. Это относительно крупное городское поселение по всей видимости погибло в результате вражеского вторжения в 13 веке.
 Иоанн, 1710-1712 гг.:
"...сей град (...) бяше и ратным вои осажден и бронею многою взят бысть, и аки бы от тоя брани и опусте он; являют се от сего, понеже со всех стран около града повсюду ископаны шанцы, ими же обычно ратным людем ко градом приступати, а под стенами градными во всех рвах множество костей и трупия иже в приступах сеченых человеков обретается."

Об этом свидетельствует и археология.  Установленно, что все изученные постройки погибли в результате пожара. Учённые связывают гибель городища с вторжением войск татаро-монголов - и оно после этого заново уже не отстраивалось. Именно такая судьба постигла и города Булгарии и Руси (Рязань например). Татаро-монголы уничтожали все города, оказавшие упорное сопротивление, причём города не просто захватывали, а стирали их с лица земли - до основания, а население, в том числе и дети подвергалось полному истреблению, так было в Рязани, так было и в Саровском городище - видимо по-этому города не восстанавливали, а места, на которых они стояли считались всё-равно что кладбищем. Держала-ли оборону в Саровском городище дружина Пургаза и он сам доселе неизвестно, но то, что городище оказало упорное сопротивление - очевидно.("...а под стенами градными во всех рвах множество костей и трупия иже в приступах сеченых человеков обретается."  - речь идёт о останках наступавших)

 Но об этом крупном городище, находившемся в дремучем лесу не сохранилось никаких легенд и преданий в народном фольклоре, оно оказалось будто забытым(возможно по причине того, что окрестное население подверглось геноциду и информацию о нём было просто некому передавать), чего не скажешь о другом городе, который в преданиях считается столицей Эрзянского княжества. 

П.И Мельников-Печерский ("Очерки мордвы") 19 век: 
"Арзамас, ныне уездный город Нижегородской губернии на реке Тёше, считается столицей племени эрдзя и, по всей вероятности, есть тот самый город Арса, о котором упоминает Ибн-Фоцлан..."
"До половины ХVI столетия Арзамас писался "Мордовским Арземасовым городищем"
.

Из этого видно, что как город он уже существовал до половины 16 века, т. е. до присоединения эрзянских земель к Московскому царству Ивана Грозного.

А.Смирнов "Заметки о мордве и памятниках мордовской старины в Нижегородской губернии." Казанский университет. кон. 19 века:

"Об Арзамасском мордовском царстве(именно царстве) по местным преданиям нам приходилось слышать лишь то, что центром его был Арзамас"

 
Из самого названия видно, что он был центром эрзянской земли. Но где-же археологические доказательства? Ответ дан на сайте Арзамасского исторического музея - там чёрным по белому написано, что специальные археологические исследования на территории города просто напросто не проводились(!)http://arzamas-rajon.ru/istoricheskii-museum-arzamasa.html.
Кроме того необследоваными остаются  огромные пространства в Эрзянь Мастор. К примеру из нескольких десятков найденных древних эрзянских селищ вдоль Тёши, ни одно(!) не подвергалось археологическому исследованию, к тому-же у большинства из них культурный слой практически полностью разрушен сельскохозяйственными работами.

Пожалуй один из самых известных легендарных эрзянских городков это Абрамов городок(Обран Ош), что стоял в устье Оки, на месте Нижнего Новгорода. Он упоминается в одной легенде, приведённой Мельниковым-Печерским в "очерках мордвы":

  "Другое русское предание о построении первого города в мордовской земле нам не случалось видеть в старописьменных книгах, и даже не знаешь, записано ли оно было когда-нибудь. Вот оно: из-за Кудьмы-реки мордвин Абрамка пришел на устье Оки и поселился на Дятловых горах, поросших дремучим лесом. Было у него четырнадцать сыновей и три дочери, и построил Абрамка семнадцать домов, там, указывает местный рассказ, где находится теперь архиерейский дом. Это мордовское селение называлось "Абрамовым", и Абрамка был "панком", то есть правителем соседней мордвы (терюхан). Когда русские стали готовиться к первому походу на Мордву, Абрамка укрепил свой городок, обнес его тыном и валами; в нем было тогда до пятисот человек. В городке своем Абрамка устроил двое ворот: одни с южной стороны вала, широкие, с дубовыми растворами, и завалил их землей; другие - Тайницкие, у Коровьего взвоза, на север, из которых ходили за водой на Волгу. Русские подошли к Абрамову городку в числе четырнадцати тысяч и стали переговариваться с Абрамкой: "Уйди ты от устья Оки и давай князю нашему дань". - "Я не князь мордовский, а только выборный "панок", -отвечал Абрамка, - меня мордва не послушает, а вот я соберу весь мордовский народ, поговорю с ним и уговорю всю мордву покориться русскому князю; только дай мне сроку четыре года". - "Не дам тебе четыре года, - отвечал русский "мурза, - а даю сроку четыре дня". Абрамка согласился, оповестил ближайшую мордву, и в две ночи через Тайницкие ворота набралось в его городок пять тысяч мордвы. На четвертый день условленного срока Абрамка велел раскопать засыпанные землей ворота, и ударила мордва на русскую рать. Но русские одолели, завладели городком, сожгли его, разграбили, а жителей которых побили, которых в полон взяли. Сам Абрамка был убит. Поставили русские свой городок не на том месте, где было Абрамово городище, а выше по течению Оки, на месте, которое приходится теперь супротив ярмарочного моста. Мордва, узнав о гибели панка Абрамки, и что город его в устье Оки занят русскими, заволновалась, и шесть тысяч мордовских ратников собрались отмстить за смерть своего "панка" и выгнать русских из земли своей. Русских было только тысяча человек. Узнав о приближении мордвы, они вышли навстречу и бились с нею около деревни Новой, иначе Щербинка, пробились через мордовские полчища и через Березполье уехали во Владимир. Русские были на конях, а мордва пешая, оттого она и не могла достичь бежавших русских. Узнав об этом, русский великий князь сам двинулся на мордву и, завладев их прибрежными местами, основал Нижний Новгород."


Абрамово городище Худ. М.Демьянов.

Археологические раскопки в Нижегородском кремле показали, что никакого дорусского городища на месте старого нижнего небыло. Однако приведённая выше легенда гласит, что Нижний Новгород был основан не на месте сожжённого Обран Оша, а чуть выше по течению Оки, там где Ока сливается с Волгой. Из легенды видно, что этот городок представлял собой некий вариант крупной жилой тверди(по всей видимости был центром терюшевских эрзян), однако догадки остаются догадками. На месте, описанном в легенде где должен был быть Обран ош вряд ли что-то сохранилось, это давным давно территория Нижнего Новгорода, и вряд ли сегодняшняя усиленная застройка сохранила какие-нибудь археологические свидетельства, но шанс найти доказательства существования эрзянского городка остаётся.
Например, в старых писцовых книгах имеется упоминание "Старого городка", находящегося на высоком берегу р.Ока, неподалёку от её устья и расположенного повыше Благовещенского монастыря. Однако археологические исследования в 1956 г. действительно подтвердили существование небольшого городища, но по времени оно относится аж к городецкой археологической культуре - предков эрзи (это века конца до н. э. начала н.э) т.е задолго до ХII-ХIII веков, когда русские князья стали предпринимать попытки закрепиться на правом берегу Оки.

Вот что говорит Лаврентьевская летопись о походе эрзянского князя Пургаза на Нижний Новгород в 1229 году т.е спустя 8 лет после его основания:
"…Пришла мордва с Пургасом к Новгороду и отбились от них новгородцы; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом"

Мокшанский князь Пуреш, был тогда в союзе с русскими северо-западными княжествами, то, что его сын вёл войну с Пургазом - вполне объяснимо. Но интересно другое. Всем известно выражение "свято место - пусто не бывает" или "намоленное место", а так-же давно известно, что церкви и другие сооружения строились и строятся не на простых местах. Имелись некие сакральные знания, на основе которых и выбирали место под храм, причём учитывались не только ландшафт и наличие родника, но и история места, его энергетика, производились ритуалы вроде закладки камня, его освящение и прочее. Как лженаучно это не выглядело-бы, но факты остаются фактами - то что Саровская пустынь была основана аккурат на месте Саровского городища ни на километр в сторону а именно на его месте  - не совпадение и таких примеров множество ( например: "...Здесь, в бассейне р. Суры, и происходило формирование мордовских племен. На территории нашего района в 1 км к западу от с. Большое Шуватово находится старинное мордовское кладбище с инвентарем; мордовский могильник обнаружен и в с.Городищи (на месте церкви).."  http://inzretro.narod.ru/32.html). Вполне возможно, что Пургаз сжёг монастырь святой Богородицы(ныне Благовещенский) не с проста, поводом к этому была не только безудержная ненависть, желание отомстить захватчикам, но и другие причины. Например тот самый сожжённый  Обран Ош мог находиться аккурат на месте Благовещенского монастыря(кстати монастырь основан именно в XIII веке - в веке основания НН, уже после уничтожения Обран Оша), благодаря чему археологические исследования там не проводятся. То-же самое касается и Арзамаса - Спасский монастырь построен там в 1555 году, т.е ещё до "официального основания" города, но спустя 3-4 года после присоединения эрзянских земель и собственно их столицы - "Мордовского Арземасового городища" к Московскому царству. Интересно не правда-ли, Арзамас уже был как эрзянский город, ,уже войска Ивана Грозного использовали его как базу для походя на Казань,  уже потом там строится спасский монастырь(как центр христианизации окрестной эрзи)  а официально основанным город стал считаться лишь спустя 20 лет(!) Кстати, не по этой-же причне археологические исследования на территории исторической части города не проводились? Ведь монастырь и соборная площадь занимают львинную долю исторической части города...

 Вышеперечисленные свидетельства - лишь небольшая сохранившаяся доля информации о городах Эрзянии, ушедших в историю далёких веков.
   


Tags: Ошт/города, Эрямопинге/история
Subscribe

  • Гильом де Рубрук ( 1220 - 1293 ). много букв.

    Фламандский монах-францисканец, путешественник. Один из первых задокументировал настоящие этнонимы эрзян и мокшан, хоть и с небольшими…

  • Ещё к гипотезам об этнониме

    "....Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской…

  • Меч

    В сюжете НИ СЛОВОМ не обмолвились о предполагаемой этнической принадлежности не только владельца меча, но и самого могильника: просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment