mastor (arto_mas) wrote,
mastor
arto_mas

Category:

Теория превращения древнего политонима в этноним

Почему "мордовский" народ "бинарен" т.е. у него нет единого этнонима несмотря на существование единого экзоэтнонима, причём очень давно?
Вероятно ответ лежит в плоскости политических событий древности.


Сегодня наиболее известной версией происхождения этнонима "эрзя" считается версия от некоего иранского arsan(герой, самец и т.д.). Причём механизм внедрения иранского слова в качестве этнонима народа никто не раскрывает. Более того, никто не может объяснить внятно почему же тогда мокшане не "arsan", хотя жили то бок-о-бок(хотя и те и другие - "мордва") и мокша должны были куда чаще контактировать с иранцами(скифами, сарматами и т.д.). Приводят в качестве примера удмуртские и марийские этнонимы, как выводимые из "иранского языка". Возможно их этнонимы и произошли от "иранского", но следует признать, что mort, murt это живые слова нынешних финско-пермских языков и означают просто "человек". Скорее всего и mord-основа экзоэтнонима эрзян и мокшан имеет те же пермско-финские/"иранские" корни. Связи этих земель хорошо демонстрируют периоды городецкой, пьяноборской и андреевско-писеральской археологических ультур.
Но разве "аршан" не "человек":) и почему "аршан" не сохранился в мордовских языках кроме этнонима? Какая-то нестыковка...Возможно выбрали arsan чисто по шаблону: "если "морд" вывели из иранских, значит и остальные надо выводить из них же, заниматься поиском подобных"
А что если "эрзя" и "мокша" прежде являлись вовсе не этнонимами, а разновременными политонимами древности впоследствии ставшими этнонимами? Как например литвины/беларусы, русь, украинцы, югославы, австрийцы и многие другие.
Термин "русы" если и являлся этнонимом, то для небольшой группы людей, в то же время для остальных 99% населения территорий Руси(славянских, балтских и финно-угорских племён со своими этнонимами) это был политоним, который через века стал этнонимом.

А что если и здесь происходило нечто подобное?

Германарих...в 4 веке покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их "повиноваться своим законам". Покорил же он многочисленные племена, включавшие "mordens"- вероятно предков эрзян и мокшан. Т.е. экзоэтноним с основой "морд" был известен ещё в 4 веке.
Причём не столько "совершил набег, разграбил и ушёл", а "заставил повиноваться своим законам" - после подчинения этих земель, тут шло строительство территориально-политической системы, аналогичной системам готских королевств Западной и Центральной Европы, вероятно с высоким уровнем самостоятельности и суверенности автохтонной культуры(местная культура была самобытна и развивалась в условиях новой системы, вероятно что малочисленная готская верхушка постепенно могла попросту ассимилироваться внутри неё, как скандинавы-русы в славянах). Особо следует отметить, что строилась именно доминирующая система уровня регионального королевства, имевшего влияние на значительные территории по европейским меркам. Политическая система, созданная готами функционировала как минимум до 7 века, пока не была уничтожена кочевниками, вероятно, "тюркского каганата". А осколки системы продолжали существование и в более поздние времена, оказывая влияние на этнополитическую картину региона("меря", "мурома", "мордва", "мещера"). Основное ядро и центр этой системы располагались на Средней Оке и известны археологам как "культура рязано-окских могильников"(КРОМ).

Система, территория королевства существовавшего на идеях "Imitacio imperii" как минимум 300 лет(дольше некоторых гораздо более купных и населённых готских королевств в Европе, не могла не отразиться на всей картине региона, это серьёзный срок) должна была иметь название. Возможно это была Mordia, известная из Византийских источников, но только уже Х века, однако скорее всего это латинское название всех земель "мордвы" вместе взятых, включавших присурские, поволжские группы и т.д.. А вот именование территориально-политического "ядра" Мордии, а именно рязанского региона(культура рязано-окских могильников), где и находился центр королевства, могло быть иным, ставшим основой для этнонима эрьзя/эрзя/эрдзя закрепившимся за регионом и затем за этносом в последствии на многие века.
Можно предположить, что название территориально-политическому образованию могло быть дано самими германцами и как то связанно с немецким Erde - земля, мир:
Готский: ɛrɵa f. (ō) `earth'
Английский: earth
Древнесаксонский: ertha
Средне-нижненемецкий: ērde
К слову, Erde является многозначным словом и аналогом эрзянского многозначного слова "Мода". (Erde=Moda Land=Mastor).


Попытаемся теоретически представить механизм появления политонима и последующего становления этнонима "эрзя", по готской теории.

     Появление "варварского королевства" на Оке. Готы(самая верхушка, дружина-меньшинство) дают название ему, типа erthаn. (Возможно от названия главного городища, или от прозвища самого уважаемого "конунга" или его рода, или особенностей региона.. может быть всё что угодно..)
Местное население(финноязычное население-большинство - mordens) включены в механизм функционирования королевства, встроенны в него и являются его фундаментом, ходят в походы, строят поселения, ведут торговлю и т.д. Их язык - главный. Появляется новая идентичность параллельно со старой(та самая двойная идентичность). Среди них появляется элита и т.д., готская верхушка постепенно ассимилируется, "мордвинизируется", по аналогии как варяги/русы в славянах или шведы в финнах, старый этноним "морденс" среди населения замещается новым "эрзя","эрдзя", "эрдзянь", вошедшим в обиход населения.(видимо поэтому готский язык, возможно, не оказал никакого влияния на эрзянский, что маслочисленные готы просто слились с местным населением, из возможных заимстований можно вспомнить только вероятно готское "salt - салт - соль", "saltan - салтамс - солить", "gards - кардаз - двор, ограда", ещё корень "pol"(в значении столба в германских языках) и эрз. "палма" хотя их поиском наверное никто не занимался). Политоним
же распространяется на всю или большую часть влияния КРОМ(всю Мордию) и особенно её центр - среднюю Оку, старый гиппотетический этноним на базе mord выходит из употребления внутри этноса. В аналогию можно привести эстонцев, которые до 19 века назывались maarahvas, букв. «народ земли», после "национального возрождения" элита решила называться ээстласед, тем самым сменив этноним в течении кратчайшего времени. Однако в случае с эрзянами, в бытовании у соседей всё ещё остались варианты старого этнонима: "mordens, Mordia, мордъва" и т.д. ведь речь далеко не о 19 веке.
     На такой "ребрендинг" история выделила как минимум 3 века. В 7 веке КРОМ уничтожается кочевниками, часть населения утекает в леса на север-северо-восток, сохраняя этноним. Значительная часть эрзянского населения, находившегося под влиянием разбитого Окского королевства подпадает под многовековое влияние новых держав на юге(осколки тюркского каганата, Хазарский каганат). Тут у присурской эрзи/"мордвы" под воздействием новой политической силы начинает формироваться новый собственный центр и этноним "мокша" распространившийся на южные группы населения. Другая часть эрзи сохраняет прежний этноним - в основном северные группы - будущие "мордва"(эрзя), "мещера" и "мурома", не исключено, что все эти летописные племена в раннем периоде (VII-IX века)могли сохранять этноним "эрзя", "эрдзя" и т.п. но после разделились под разные политические влияния, особенно после возникновения Руси и Волжской Булгарии. Как известно классическая "мурома" формируется лишь к IX-X векам под военно-торговым влиянием русов и ни один источник не указывает её этноним - везде фигурирует только летописный экзоэтноним. К слову после 12 века восточная "мурома" слилась с эрзянами, западная - обрусела. Центр же "эрзянства" сужается и с Оки перемещается в куда менее выгодный, но более безопасный регион - басейн р. Тёши, в районы Арзамаса среди уже живших там родственных племён. На прежних рязанских землях эрзянское население также ещё остаётся - наиболее восточный Шокшинский могильник функционирует минимум до XI века, а некоторые памятники ещё дольше, причём языковые различия остаются на уровне диалектов, в отличии от мокшан, с которыми языки имеют более серьёзное различие, которые видимо наметились намного раньше. После разгрома Хазарии Святославом происходит колонизация Средней Оки Киевской Русью, славянским населением. Вероятно, что политоним/этноним "эрзя" становится основой для будущей Рязани и Рязанского княжества(для Муромского княжества таковым становится экзоэтноним "мурома") (Согласно Монгайту Рязань происходит от "Эрзянь"). Не зря в последствии западные группы эрзян некоторые источники именуют "рзянская мордва", "рязановская мордва" и т.д. А сохранившиеся малочисленные группы эрзянского населения Теньгушевского района Мордовии как и ранее группы близ Кадома(Рязанской области) и Дивеева(Нижегородской области), сохраняют именно эрзянскую идентификацию наряду с "мордовской". После колонизации эрзянских земель русскими, вновь актуальным стал вышедший из употребления экзоэтноним на базе "mord" в славяноязычной форме "мордъва", который русские применяют к эрзянам и мокшанам по сей день.

Конечно очередная теория, имеет весьма субъективный характер и не претендует на абсолютную достоверность, в частности механизм появления политонима и превращение в этноним, правомерность германизма в основе этнонима и т.д. Но в качестве гипотезы может иметь место, поскольку не противоречит, а порой даже может объяснить многие нестыковки и явления.

Tags: Эрямопинге/история, арсемат, эрзя или "мордва"?
Subscribe

  • Автопром

    или почему именно "варязи" сыграли важнейшую роль в становлении Руси. Потому, что даже российский автопром держат на плаву. А как…

  • Гильом де Рубрук ( 1220 - 1293 ). много букв.

    Фламандский монах-францисканец, путешественник. Один из первых задокументировал настоящие этнонимы эрзян и мокшан, хоть и с небольшими…

  • Ещё к гипотезам об этнониме

    "....Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Автопром

    или почему именно "варязи" сыграли важнейшую роль в становлении Руси. Потому, что даже российский автопром держат на плаву. А как…

  • Гильом де Рубрук ( 1220 - 1293 ). много букв.

    Фламандский монах-францисканец, путешественник. Один из первых задокументировал настоящие этнонимы эрзян и мокшан, хоть и с небольшими…

  • Ещё к гипотезам об этнониме

    "....Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской…