mastor (arto_mas) wrote,
mastor
arto_mas

Category:

Роль древней "Magna Hungaria" в трансформации городецкой культуры

Если взглянуть на инвентрарь андреевско-писеральских арх. памятников(Андреевский курган, Староардатовский курган, пильнинские могильники и т.д.),I-III в., то бросаются в глаза следующие факты:

1) сильнейшая милитаризация этих людей. В отличии от прежнего промыслового населения городецкой культуры, эти были вооружены самым современным на тот момент оружием. Составные металлические шлемы, всадническое снаряжение, пластинчатые доспехи и кольчуга, мечи и характерные палаши, стрелы, копья, кинжалы и прочее. И в то же время эти комбатанты были как бы интегрированны в состав городецкого населения(по-сути стали его частью).

2) схожесть культуры с культурами Прикамья(пьяноборской и кара-абызской), что говорит о тесных свзязях с предками удмуртов, а возможно и даже о миграциях прикамского населения в окско-сурское междуречье.

3)множественные импорты в совокупности с милитаризацией, говорящие о нахождении и окско-сурского и пьяноборского населения под влиянием какого-то крупного транскультурного проекта(военного/экономического/политического), имевшего обширные связи.

Прежде бытовало мнение, что это были сарматы, мол это они могли "привить" военизированность местному населению. Однако сегодня рассматривается другая версия: возможно, что этим проектом могла быть древняя "Великая Венгрия" или Саргатская культура. Та Magna Hungaria , которую искал венгерский монах Юлиан в 13 веке проезжая через эрзянские и мокшанские земли на Урал.. Просто удивительно, как они сохранили память о прежней Родине!

"..Саргатское объединение было самым крупным в Западной Сибири эпохи раннего железа. Оно обладало значительной военной мощью, а в социальном отношении стояло на высоком уровне развития. Вполне вероятно, что некоторые соседние племена находились в зависимом положении.

Видимо, наивысший уровень развития населения и его стабилизация пришлись на II в. до н.э — II в. н.э. Саргатская культура прекратила свое существование в конце IV в. н.э. Судя по всему, население, находившееся к этому времени на грани перехода к кочевничеству, оказалось легко вовлеченным в Великое переселение народов. Основная его часть передвинулась на запад в составе разноэтничного гуннского объединения, явившись одним из компонентов этногенеза венгров..."

  И действительно, если посмотреть на палаши андреевско-писеральского и прикамского населения, то они куда больше напоминают саргатские, нежели увесистые сарматские мечи. Аналогичные находили и в Вологодской области, куда южные степняки врядли могли добраться, а вот прикамское население, контактировавшее с саргатским вполне могло. Да и материальная культура того же могильника чагода-1 или криводинского кургана(вологодская область) близка именно прикамским и андреевско-писеральской культурам.

"..Затронутый здесь комплекс традиционных заблуждений и сомнительных гипотез по поводу древних башкирско-венгерских связей должен рассматриваться отдельно от данных археологии, свидетельствующих о специфических параллелях в погребальном обряде и металлическом инвентаре древневенгерских памятников эпохи завоевания родины и памятников кушнаренковской археологической культуры VI - первой половины IX вв. н. э., распространенной в бассейне реки Белой, верховьях реки Урал и нижнем Прикамье339. Своим происхождением эти памятники связаны, по-видимому, с лесостепной зоной юга и юго-запада Западной Сибири (саргатская археологическая культура), где, по всей вероятности, находилась прародина угров и где в конце 11 - в первой половине I тыс. до н. э. произошло выделение протовенгров из праугорской общности."

Ставицкий В.В. У истоков этногенеза древней мордвы:

"..По-видимому, местное финноязычное население пьяноборской и кара-абызской культур, было вовлечено в движение на запад племенами саргатской культуры, языковая принадлежность которых определяется в качестве иранской или угорской. По мнению В. В. Гришакова и С. Э. Зубова главной движущей силой данной миграции были именно саргатские племена . На наш взгляд, саргатцы представляли собой только военную элиту, а основная масса переселенцев имела финноязычные корни. Причем в облике материальной культуры мигрантов присутствует ряд западных черт, которые, вероятно, были восприняты ими при походах на Дон или даже в Северное Причерноморье. Это маркоманские пряжки, кольцевые круглопроволочные застежки, двушипные наконечники дротиков и стрел, римские фибулы типа Авцисса, гривны со скользящей петлей и многое другое.."

  Конечно, господин Ставицкий пытается доказать, что "мордва" это потомки пришлых прикамских племён, а не автохтонной городецкой культуры. Это было бы так, если бы мы говорили на пермско-финских языках. Однако и эрзянский и мокшанский языки, а также марийский - волжско-финские и в основе своей ближе западно-финским языкам и посему располагаются "на своём месте" где и должны были быть. Т.е. если прикамское население и приходило в окско-сурское муждуречье(культурное влияние, экзоэтноним "морд" и т.д.), то очевидно, что оно не распространило здесь свой язык(пермско-финский), а было ассимилированно и восприняло местный язык(волжско-финский), основой которого являлись диалекты городецко-дьяковской общности. Да и внешне мы напоминали бы тогда уральцев. Посему мигранты, если и были, то являлись меньшинством, а лингвистической и генетической основой эрзянского и мокшанского населения всё-равно являются представители городецкой культуры, которая позже под внешним влиянием трансформировалась в варианты древнемордовской культуры(андреевско-писеральская, рязано-окская, присурская  и их локальные варианты).

Однако вопрос о "полукочевой" Великой Венгрии и венгерской конфедерации полукочевых племён весьма интересный..Оказывается в истории было много "венгрий", только из известных: "Великая Венгрия"(собственно прародина, вероятно Саргатская культура), нынешняя Венгрия(Дунайская), Леведия(Levédia) - в р-оне Дона, Ателькуз(Etelköz) - между Днепром и Днестром..  ещё раньше полукочевое государство могло располагаться в р-оне Волги... Получается мадьяры(венгры) в течении почти 10 веков двигались с Сибири периодически создавая полукочевые государства, а так же создав какую-то уникальную социальную модель, позволившую не только сохранить союз племён в весьма жарких исторических событиях и территориях, но и сохранить собственно "угорскость" этого союза, т.е. язык и самосознание, а также память, несмотря на вовлечение в союз многочисленных инородцев. Вот könyv по-венгерски означает книга, а конёв по-эрзянски означает бумага.. Более того, основавшись на Дунае создав одно из мощнейших европейских государств со средневековья до 1918 года. Сегодня Венгрия значительно сдала позиции, но остаётся сильнейшим финно-угорским государством.

Tags: Городецкая культура, Эрямопинге/история, арсемат, археология, глобаль
Subscribe

  • Автопром

    или почему именно "варязи" сыграли важнейшую роль в становлении Руси. Потому, что даже российский автопром держат на плаву. А как…

  • Гильом де Рубрук ( 1220 - 1293 ). много букв.

    Фламандский монах-францисканец, путешественник. Один из первых задокументировал настоящие этнонимы эрзян и мокшан, хоть и с небольшими…

  • Ещё к гипотезам об этнониме

    "....Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment