mastor (arto_mas) wrote,
mastor
arto_mas

Categories:

Сендимиркинский могильник

Пару дней назад в новостях опять всплыла новость о древнем мордовском захоронении в Вурнарском районе Чувашии I - III в. н.э.

А вот археологическая статья о нём:
Автор: Мясников Н.С.

(Чувашский государственный институт гуманитарных наук, младший научный сотрудник, г. Чебоксары)

"...Сендимиркинский могильник представляет значительный интерес и может быть датирован II – пер. пол. III в. н.э. Предметы из нарушенных многочисленными ямами погребений (браслеты, лопастевидные подвески, налобные венчики) наиболее близки  к ранним мордовским могильникам в Пензенской области (типа Селиксенского, Ражкинского, Алферьевского, Шемышейского и др.). Несомненно раннемордовские истоки имеет глиняная посуда рассматриваемого памятника. Наибольшую близость Сендимиркинский могильник обнаруживает с материалами погребения на р. Свинуха, изученными пензенскими краеведами в 1940-е гг., в материалах которого представлены предметы головного убора, состоящего из аналогичных кожаных ремешков, обжатых обоймицами и  привешанных к нему лопастевидных подвесок. По-видимому, Сендимиркинский могильник связан с формированием в I тыс. н.э. на Нижней Суре и Прицивилье (?) локальной группы древнемордовской культуры, к которой относятся Таутовский, Иваньковский, а также Сергачские могильники «Кожина слобода» и «Святой Ключ». Однако следует отметить сильное пьяноборское влияние, которое испытывало местное население, что прослеживается даже в таких культуроопределяющих вещах как височные подвески, бляхи-нагрудники и некоторые мелкие бляшки женского костюма."

Сегодня датировка могильника удревлена до сотого года нашей эры, т.е. I век.

Захоронение соответствует теории о сложении этноса, известного по западным документам, как mordens в восточном ареале Городецкой культуры(вдоль Суры), под активным культурным влиянием Прикамья(толчёк к которому дала, вероятно, Саргатская культура).

И ещё интересная штука: андреевско-писеральские курганы и могильники функционировали одновременно и практически на одной территории с т.н. "древнемордовскими" могильниками присурья. Пильнинские("андреевская" культура) и Сергачские("древнемордовская") могильники располагались совсем рядом(чуть больше 20 км)  и в одно и то же время. Они оставлены одним и тем же народом или разными? Кто из них "морденс"?

Tags: Эрямопинге/история, арсемат, археология
Subscribe

  • Автопром

    или почему именно "варязи" сыграли важнейшую роль в становлении Руси. Потому, что даже российский автопром держат на плаву. А как…

  • Гильом де Рубрук ( 1220 - 1293 ). много букв.

    Фламандский монах-францисканец, путешественник. Один из первых задокументировал настоящие этнонимы эрзян и мокшан, хоть и с небольшими…

  • Ещё к гипотезам об этнониме

    "....Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment